Предметные и учебно-методические вопросы профильного обучения в общеобразовательной школе
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы
Целью реализации программы совершенствование профессиональных компетенций учителей в сфере профильного (в.т.ч. предпрофильной) обучения школьников, его предметной и учебно-методической составляющей.
1.2. Планируемые результаты обучения
В результате обучения по программе
1.2.1 Слушатель должен:
· Знать:
- нормативные документы по вопросам профильного обучения школьников.
- традиционные и инновационные педагогические инструменты урока (дидактические принципы, образовательные технологии и методики, методы, формы и средства), используемые при реализации программы профильного обучения школьников;
-особенности обучения школьников при реализации программ профильного обучения;
- современные подходы к преподаванию школьных предметов при реализации программы профильного обучения;
- теоретические основы выбранного модуля/предмета: цели и задачи, историю развития, методы и формы преподавания;
-особенности изучения отдельных разделов и тем по выбранному модулю/предмету в средней школе;
- основные методы решения задач повышенной трудности ,в том числе, применяемых в КИМ ГИА по выбранному модулю/предмету;
- межпредметные связи при реализации соответствующих профилей обучения;
· Уметь:
- формулировать систему требований к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
- проектировать и реализовывать программы профильного обучения на основе традиционных и инновационных методов;
- использовать методы организации учебной деятельности в соответствии с системно-деятельностным подходом;
- реализовывать образовательные программы по истории, обществознанию, химии, физике, математике, биологии, информатике в соответствии с задачами профильного обучения и требованиями ФГОС (в зависимости от избранного модуля обучения).;
- использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов;
- осуществлять индивидуальный и дифференцируемый подход в обучении физике, истории, обществознанию, химии, математике, биологии, информатике (в зависимости от избранного модуля обучения);
- писать программный код процедур интеграции программных модулей (для модуля «Программирование и алгоритмы компьютерной обработки данных»).
· Владеть:
- - навыками использования традиционных и инновационных, образовательных технологий и методик, методов, форм и средств;
- навыками ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
- навыками организации проектной деятельности обучающихся;
- методикой формирования УУД у учащихся на уроках физики, истории, обществознания, химии, математики, биологии, информатики для профильных классов;
- методикой преподавания основных разделов школьного курса физики, истории, обществознания, химии, математики, биологии, информатики для профильных классов.
- навыками разработки, отладки, проверки работоспособности, модификации программного обеспечения с использованием современных информационных технологий (для модуля «Программирование и алгоритмы компьютерной обработки данных»).
1.2.2 У слушателя будут усовершенствованы следующие компетенции:
· - ПК-1: способен непрерывно осваивать и использовать базовые научно-теоретические знания и практические умения по предмету в профессиональной деятельности, в том числе, свои цифровые навыки, реализовывать программы обучения основного общего, среднего общего образования.
· ПК-2 Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
· ПК-3 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с современными требованиями к организации и проведению урока (по предметным областям);
1.3. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение
К освоению программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее педагогическое образование (или высшее образование и диплом профессиональной переподготовки по программе педагогического профиля) и осуществляющие профессиональную деятельность по должности «учитель» в общеобразовательной школе.
1.4. Программа разработана на основе:
- Профессионального стандарта: 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный N 30550), с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1115н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2015 г., регистрационный № 36091) и от 5 августа 2016 г. № 422н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2016 г., регистрационный № 43326);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС ООО), утвержден Приказом Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287;
- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (должности профессорско-преподавательского состава: ассистент, преподаватель, доцент, профессор),
- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (должности: учитель, преподаватель).
1.5. Объем программы
44 часа.
1.6. Форма обучения – очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.